НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ


ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»(1)

 

MAATAI_Vangari5.jpg

 

«Жизнь моего народа много веков была сосредоточена вокруг этой горы. Всё самое важное в нашей жизни шло от неё: дождь, облака, туман. Я выросла в деревне, и с детства помню: рядом с нашим домом росло огромное дерево, а рядом с деревом протекал ручей. И мама мне как-то сказала: "Не собирай ветки смоковницы у ручья". Я спросила: "Почему?" И она сказала: "Потому, что это божье дерево". Я тогда не поняла, чтo она хотела этим сказать. И бегала к ручью, чтобы набрать для мамы воды. Ручей бежал прямо из земли, как будто вода шла из самого его чрева. Иногда в воде моно было увидеть лягушачью икру, тысячи икринок! Они были очень красивые. Я не знала, что это была лягушачья икра, я думала: это бусинки и пыталась вытащить икру из воды. Мне очень хотелось сделать себе красивые бусы из икринок. Я часами возилась в ручье, пытаясь достать икру. Смоковница, растущая у ручья, была прекрасна. Кажется, я поняла, почему это было божье дерево. Вернувшись в шестидесятые в родную деревню, я увидела, что люди ходят молиться в церковь, а не к ручью. Теперь Бог был в церкви; к дереву больше никто не питал уважения. Оно уже не внушало людям благоговение, и никто его не оберегал. Смоковницу спилили, а с ней, кончено, пересох и ручей. Вместе с ручьём пропала икра, головастики и лягушки, обитавшие в его водах, и некуда было идти за водой», — так Маатаи Вангари начинает свой рассказ о своей борьбе с опустыниванием на своей родине, Кении.

 

Некоторые племена считают гору священной и строят свои дома лицом к ней, чтобы двери были ближе к горе


Родилась Маатаи Вангари в 1940-м в Кении в семье представителей народа кикуйю. Действительно, когда Маатаи была ещё маленькой, в их лесах росло множество смоковниц и других деревьев. Там было очень красиво. До того как европейцы стали там селиться, деревья росли повсюду. У людей было полно воды, потому что в округе текло много рек. Но людей становилось всё больше, и они начали спиливать деревья, чтобы строить дома и освобождать место для ферм. Вскоре реки высохли, и жить здесь стало намного труднее. Там выросло уже несколько поколений, которые не помнят ручьёв и рек, какими они были изначально.


Маатаи была способной девочкой, и это отметили монахини, которые были в её селении. Они стали помогать ей учиться, и затем Маатаи смогла с их помощью поехать в США, чтобы получить образование. Она закончила колледж в Атчисоне (Канзас) в 1964 г., затем получила степень магистра в Университете Питтсбурга (1966). Свою научную работу она продолжила в Германии и в Университете Найроби, защитив в 1971 г. докторскую диссертацию в Найроби, где также преподавала анатомию животных.

Возглавила кафедру ветеринарной анатомии. Маатаи была первой женщиной в Кении, достигшей такого высокого научного и административного звания.
Во время исследовательских работ в университете Найроби она воочию убедилась, как велики были масштабы вырубки лесов и эрозии почвы.  Нередко она слышала, как деревенские женщины жаловались, что им негде достать дрова и хворост, и что воды очень мало. Их деревня выращивала в основном чай и кофе на продажу, и у них нахватало еды. Дети страдали от недоедания, многие из-за этого болели. Маатаи предложила женщинам посадить деревья. Они ответили, что с удовольствием это сделали бы, только не знают, как. Тогда Маатаи и ещё единомышленники начали учить людей сажать деревья. Они обратились к лесникам. Лесники приехали в деревню и поговорили с женщинами, хотя и не могли понять, зачем Маатаи собралась учить женщин сажать деревья. Лесники считали, что для этого нужен диплом. Но Маатаи ответила им: «Посадить дерево можно  и без диплома!»

Сначала организация Маатаи хотела выдавать женщинам семена, но потом они отказались от этой идеи, так как не хотели, чтобы эти женщины от них зависели. Было решено, что за каждое посаженное дерево женщинам будет выплачиваться небольшая сумма, около четырёх американских центов, причём деньги можно было получить только за дерево, выросшее из семян. Поначалу выращиванием деревьев занималась небольшая группа женщин, но вскоре они начали рассказывать другим об организации Маатаи, и через некоторое время деревья начали выращивать по всей округе. Одна из участниц вспоминает: их деревня была первой, где начали выращивать саженцы. Раньше там было чистое поле и не росло ни единого деревца. Никто не думал, что у них что-нибудь получится, тем более, что женщины кикуйя никогда этим не занимались. Но теперь их будут знать как первое племя, вырастившее здесь деревья


Другая кенийка, вспоминая о том времени, на простом языке объясняет важную роль леса. «Без деревьев нет воды. Деревья приносят прохладу и делают воздух более свежим. Листья не дают дождю размыть почву, даже если идёт сильный ливень. Ни за что не брошу выращивать деревья. Я посадила уже немало саженцев и знаю, что они приносят нам огромную пользу. Деревья замечательны тем, что они растут. Когда видишь саженцы, хочется самому их сажать. И очень скоро тысячи людей стали сажать и выращивать деревья не на продажу, а для себя. Жители деревень учились друг у друга».

 


Чем больше Маатаи узнавала о проблемах окружающей среды, чем больше она слышала о трудностях, с которыми сталкиваются местные жители, особенно женщины, тем лучше она понимала, что перед ней были внешние признаки серьёзных проблем, причины, появления которых предстояло выяснить. Почему кенийцы вырубили столько лесов? Кения была одной из наиболее привлекательных британских колоний, и администрация было очень жёсткой. В случае неповиновения британцы очень жестоко расправлялись с местным населением. Так, за убийство одно белого в одной деревне были уничтожены (убиты — заколоты штыками) все взрослые люди, а банановые плантации сожжены.

 

Британским колонизаторам казалось, что привить кенийцам британскую культуру, — их священный долг. Британские колонизаторы очищали территорию для заселения  и под сельскохозяйственные культуры. Они вырубали леса и выгоняли людей из деревень с целью создать общину по европейскому образцу. Конечно, британцы были далеко не глупы. Они сразу задумались о том, как подчинить их себе, как держать их в узде и подавлять их сопротивление. Каким образом разобщить людей, чтобы ими было легче управлять. У кенийцев лишь немногие владели оружием, а британцев были миллионы. «Колонизаторам было необходимо ослабить нашу культуру, внедрить свои взгляды, заставить нас считать себя хуже их. Сделать так, чтобы мы стали презирать собственную историю и традиции. Они утверждали, что мы поклоняемся дьяволу, это плохо и нам следует уподобиться им(2)».


«Культура — это зашифрованная мудрость народа, накопившаяся за тысячи лет. К сожалению, у нас не было письменной культуры, и мы не можем прочитать, чем занимались наши предки, и старейшины унесли её с собой в могилу», — говорила Маатаи. У кенийцев создался вакуум, который они старались заполнить ценностями, принесёнными миссионерами. Но они были взяты из Библии. Маатаи была убеждена, что как бы эти ценности ни были хороши, правильны, они не являлись мудростью её народа. «Традиции нашего народа позволили сохранить леса. Наши предки не рассматривали деревья исключительно как источник древесины, а слонов — как источник слоновой кости. Для нас эти животные не имели экономической ценности, и мы не трогали их.  Наша культура их берегла. У каждого народа своя культура. Лишая народ культурного наследия, вы его убиваете. Так уничтожается большая его часть», — говорила она.


В 1952 году вспыхнуло восстание мау-мау, и британская администрация подавила его жесточайшими террористическими методами. Людей арестовывали, выгоняли из деревень, поджигали дома, отбирали всё имущество, переселяли в посёлки наподобие концентрационных лагерей. Для расчистки территории под эти «посёлки» было вырублено огромное количество деревьев. Кроме того, леса сжигали, вырубали, чтобы успешнее бороться с повстанцами, и спустя пять лет на месте вековых зелёных многокилометровых массивов была голая земля. В конце концов, в 1963 г. Кения всё-таки получила независимость, и перед страной стал выбор: продолжать колониальную практику вырубки лесов или нет. К сожалению, новое правительство продолжило вырубать леса; при этом его вообще не заботило их восстановление. Политика нового правительства ничем не отличалась от колониальных властей и даже была хуже. Власть имущие наживались на природных ресурсах. Они обогащались за счёт родной страны и своего народа.  Верхушка по-прежнему в первую очередь интересовалась разделом награбленного. Казалось, что никому не будет под силу установить новый режим, лицемерным правителям.


С 1984 г. по 1988 г. многие люди покинули страну, многие были посажены в тюрьмы или убиты. Это был очень жестокий режим; власть готова была использовать силу, чтобы подавить любое сопротивление. Поначалу женщин из организации Маатаи никто не беспокоил, так как ним никто не относился серьёзно: что можно взять с женщины? Что может женщина? Однако вскоре их организация начала привлекать внимание властей, им стали мешать, требовать какие-то лицензии, разрешения, женщин начали преследовать.

Власти полагали, что «Зелёный пояс» — политическая организация. Женщины не знали, как разговаривать с властями, они были запуганы, и Маатаи объясняла им, как себя вести, учила их быть смелыми. «Если вам будут говорить, что вы сажаете деревья для Маатаи, спросите их, сколько деревьев Маатаи срубила для себя? Мы сажаем деревья для детей, это наследие, которое мы хотим оставить им. Не нужно бояться смотреть в лицо начальнику, нужно быть с ним обходительным, но если он скажет, что сажать деревья запрещено, нужно потребовать объяснений.  Ведь деревья ничего плохого не делают — они же не голосуют. Будьте хитрыми, как змеи, и смиренными, как голубки, ведь так говорится в священном писании. Нужно научиться быть хитрее, чтобы принести пользу своей земле», — так на своих лекциях Маатаи наставляла простых женщин.


Поначалу организация Маатаи занималась посадкой деревьев, но постепенно сфера их деятельности расширилась: они начали объяснять женщинам, почему они должны защищать окружающую среду и свои женские права.


В 1989 г. правительство решило построить вместо парка Ухуру небоскрёб высотой в 62 этажа и воздвигнуть рядом с ним статую президента высотой в четыре этажа. Деньги на постройку собирались взять у международных организаций, таких как Всемирный Банк. Парк был единственным местом в Найроби, где можно было отдохнуть, спокойно полежать на траве, причём совершенно бесплатно. Движение Маатаи тогда набирало силу. Когда Маатаи узнала о том, что собираются сделать с парком, она заявила, что их организация не может позволить уничтожить единственный парк в Найроби.

У неё появилась замечательная идея обратиться за помощью к британскому правительству, и она составила письмо, в котором она прямо спрашивала их, почему правительство в Найроби позволяет себе сделать с парком то, чего британцы не позволили бы сделать ни с Гайд-парком, ни с центральным парком в Нью-Йорке. Также Маатаи написала, что правительства развитых стран поддерживают диктаторов, сотрудничают с ними, а вовсе не помогают с ними бороться, при этом расплачиваться за всё приходится бедным. Глава правительства и парламентарии пришли в ярость, узнав об этом письме. Они не поднимали, почему Маатаи решила вынести внутренние проблемы независимой страны за её пределы.

И власти перешли в активное наступление, решив унизить достоинство Маатаи. В газетах начали появляться статьи, порочащие её честь, с явно вымышленными фактами. Но Маатаи было не испугать. Также правительство публично призывало  родственников образумить её. Многие люди, знакомые с Маатаи,  истолковали это как угрозу для собственной жизни (шкуры).

«Друзья» и знакомые начали отказываться от Маатаи, избегали встречаться с ней в публичных местах, завидев её на улице, спешили перейти на другую сторону. Комментируя это поведение и свою позицию, Маатаи говорила: «Человек должен воспитывать своё самосознание таким образом, чтобы знать, что поступать так или иначе нужно потому, что именно этот путь праведен [, а не потому, что так требует общество или власти. — Ред.]».


Международное сообщество, как ни странно, откликнулось на просьбу Маатаи и отказало президенту Мои в финансировании его проекта. По мнению некоторых людей, это был самый важный поворот в истории движения Маатаи, так как люди поняли, что даже самый маленький человек может повлиять на ход истории, на события в стране. Люди увидели, что одна маленькая женщина, человек, не имеющий в этой стране никакого влияния, вооруженный только собственным упрямством, может остановить постройку такого здания. Люди поняли, что всё-таки есть возможность проявить смелость, открыто вступить в борьбу с диктатором и попытаться сменить его правительство.


Почему в Маатаи образовались такие убеждения и такая активная жизненная позиция? Маатаи была убеждена, что основные черты личности человека закладываются в детстве. Мы зависим даже от того, что едим, пьём и также от того, каким воздухом дышим. У нёё было прекрасное детство. Ей, как и другим детям рассказывали чудесные сказки. Особенно ей нравилось слушать истории, которые ей рассказывала её тётя. Она любила ходить к тёте в гости и засыпать под её сказки. Тётя рассказывал ей сказки о волшебных драконах и о мире говорящих животных, Из этих рассказов она усвоила много мудрого. Например то, что человек должен быть осторожным и не связываться с обманщиками. Также она осознала, что нельзя быть жадным и эгоистичным. Сказки были для неё уроками жизни(3).

 
Также на Маатаи сильно повлияли монашки, которые помогли ей научиться читать, а позже — получить образование в США. Говоря о религиозных людях, Маатаи отмечала, что они не похожи на других. «Они трудятся во имя всеобщего блага и познания истины. Я чувствовала, что меня ценят, что у меня есть защита», — говорила она. Маатаи хотела делать добрые дела, как те монахини, у которых она училась, просто она сосредоточилась на социально-экологических проблемах.  «Пять с половиной лет, прожитых в Америке, изменили мою жизнь. Я поняла, что значит быть достойным гражданином своей страны. Вернувшись в Кению, я попыталась познать эти ценности», но за время её отсутствия страна почти не изменилась, в отличие от неё. Это было трудно, ведь тогда в Кении у женщины был очень низкий статус в обществе. Маатаи постоянно напоминали, что она всего лишь женщина, и что ей следуют отказаться от своих устремлений и желаний. Но она не думала о себе как об африканской  женщине или женщине просто, для неё главным были её способности и возможности. Конечно, ей пришлось пережить много трудных моментов. Ей пришлось развестись с мужем, временами у неё не было денег, чтобы прокормить своих троих детей, её лишили профессорской должности в университете в Найроби, а также возможности попасть в парламент. Развод повлиял на её судьбу, но Маатаи была убеждена, что эти трудности сделали её сильнее, что без них она не смогла бы стать такой, как она есть(4).


Деятельность Маатаи и её организации не ограничивалась экологическими вопросами. Женщины нашли в себе смелость участвовать в протестах и демонстрациях против несправедливых мер правительства, законов, против арестов их мужчин: братьев, детей, мужей, арестованных по политическим мотивам. Сначала протесты проходили мирно: женщины сидели в парке на матрасах три дня, но их требования не исполнили. Затем к женщинам стали подходить люди, которые пережили аресты и пытки, их стало больше. И тогда власти решили положить этому конец и послали солдат разогнать протестующих. Когда на женщин напали солдаты, те разорвали на себе одежду, обнажив грудь. Объясняя этот поступок, Маатаи сказала, что по африканским традициям, мужчина, избивающий женщину, приравнивается к сыну, оскорбляющему мать. Показывая свою наготу таким «мужчинам», женщины проклинают их. Женщин жестоко избили, особенно Маатаи, которая впала в кому. Её сторонницы нашли прибежище в бункере под церковью, но продолжали ходить на протесты в парк. Маатаи, выйдя из больницы, также присоединилась к ним. Они «просидели» в парке целых одиннадцать месяцев, пока власти, видя их упорство, не решили освободить мужчин.


Таким образом у правительства возникало всё больше и больше причин недолюбливать Маатаи, и не столько из-за протестов, как из-за того, что она показала людям силу гражданского общества. Маатаи была предельно корректна с точки зрения законов. Отвечая на вопросы полиции, она говорила, что не нарушает закон, иначе у правительства появился бы хороший способ её убрать. Но и люди не оставляли Маатаи одну, чтобы её не увезли. Тем не менее, однажды в её дом ворвался переодетый полицейский и арестовал её. Однако власти, опасаясь ещё больших волнений, выпустили её. Дело в том, что как раз в это время в стране начали происходить стычки между племенами, поддерживающими президента, и его противниками. Последние опасались, что у них отнимут их законные земли(5). «Это будет продолжаться до тех пор, пока ресурсы не будут распределены справедливо», — была убеждена Маатаи и начала встречаться со старейшинами племён, чтобы урегулировать конфликт. Таким образом у организации Маатаи появилось новое направление деятельности. Раньше они учили людей сажать деревья, а теперь они начали учить их политике. Они составили программу под названием «Основы гражданского общества и защита окружающей среды», которая помогла людям осознать, что многие проблемы возникают не из-за властей, что люди их создают сами. Это происходит потому, что люди запутаны, запуганы, просто едут не в том направлении, как в автобусе, в который они сели по ошибке, но боятся себе в этом признаться или не хотят, чтобы над ними смеялись. Однако надо всё же остановиться и выйти из него, т.е. изменить своё существование. На лекциях Маатаи людям говорили, что нужно просвещать детей и самим просвещаться. Разум, знающий себе цену, поработить невозможно. Человек мал, но он способен изменить мир.


Вскоре противостояние властей и организации ещё больше обострилось. Однажды к Маатаи сообщили, что правительство вырубает лес Каруро, чтобы продать землю политическим союзникам, тем, кто поддерживает власть и угождает ей. Маатаи со своими единомышленниками решили, что поедут туда и посадят новые деревья взамен срубленных. Когда они приехали, их окружили вооружённые охранники, которым было приказано не пускать никого в лес. Маатаи выразила сожаление о том, что правительство сквозь пальцы смотрит на уничтожение лесов и захват государственных земель. Маатаи сказали, что если она осмелится пройти, её убьют. Она ответила, что не уйдёт, пока не посадит хотя бы одно дерево. Она пыталась объяснить охранникам, почему они защищают лес: « Ведь лес это, наша жизнь», — сказала она. Однако их группу разогнали и избили. Маатаи также пострадала, но была непоколебима. «Если придётся пролить кровь за нашу землю, что ж, мы готовы. Наше правительство смотрит сквозь пальцы, как уничтожаются леса и захватываются общественные земли. Нужно что-то менять в своём мышлении, чтобы человечество перестало разрушать систему собственного жизнеобеспечения. Мы должны помочь земле залечить её раны, тогда мы сможем исцелиться сами», — таковы были её слова, сказанные непосредственно после того, как вооруженные палками и луками охранники разогнали и избили их группу. 


Такие действия властей вызвали волну возмущения со стороны простых людей. Проблема приобрела национальный масштаб. Все люди, от студентов до рабочих, хотели спасти лес. Весь город был объят пламенем восстаний, и это заставило правительство отступить. В это время Маатаи попыталась убедить солдат в правильности своего дела. Она пришла к ним в воинскую часть и предложила посадить деревья вокруг их зданий. И солдаты согласились! Вспоминая об этом событии, один из солдат сказал: «Она сказала, что солдат должен в левой руке держать оружие, а в правой саженец». Другой солдат сказал, что деревья — как бы их браться, так как солдаты защищают свою страну, а деревья защищают природу. Позже армия переняла эту обязанность: сажать деревья. Так, в интервью для фильма о Маатаи один из офицеров сказал, что они надеются с божьей помощью посадить около миллиона деревьев.


В конце концов Маатаи добилась и политической победы. В 2002 г. была избрана в парламент Кении, набрав 98% голосов. В январе 2003 г. стала заместителем министра окружающей среды Кении. В конце 2004 г. ей была присуждена Нобелевская премия мира. «Маатаи выступает на переднем крае борьбы за экологически ориентированное социальное, экономическое и культурное развитие в Кении и Африке в целом. Она обладает целостным подходом к проблемам устойчивого развития, который включает в себя рассмотрение вопросов демократии, прав человека и прав женщин. Она мыслит на глобальном уровне, а действует — на локальном», —  говорилось в обосновании награждения лауреата(6). В марте 2004 г. она получила престижную международную экологическую награду «Премия Софи» за «многолетнюю бесстрашную борьбу в защиту окружающей среды, за права человека и социальную справедливость, человеческое достоинство и демократию».


Значение деятельности организации Маатаи огромно. Им удалось восстановить леса не только в своей стране. Ещё в 1986 г. они вышли за пределы Кении и превратились в Панафриканскую сеть по посадке деревьев. За 25 лет своего существования его участники, в основном женщины, посадили более 20 миллионов деревьев. Её организации оказывают поддержку частные фонды и правительства некоторых западных стран. В Германии дети переняли эту эстафету и создали проект «Посади дерево для планеты». Обычный маленький мальчик из Баварии, Феликс Финкбайер, воодушевившись примером Маатаи, решил посадить в Баварии один миллион деревьев, однако на этот призыв откликнулись дети со всего мира, и посадили миллиарды. Также возник проект «Зелёный пояс» Европы, «Зелёная стена» Китая и многие другие. К сожалению, в Интернете очень мало информации о самой Маатаи Вангари, об её жизни, только краткие статьи с перечислением фактов. Нельзя прочитать её книги, и даже на сайте её организации(7) есть только тексты её нескольких выступлений, а книги скачать нельзя. Вряд ли она одобрила бы такой подход, ведь она хотела, чтобы как можно больше людей узнали, почему нужно сажать деревья, подняли своё сознание. В одной из своих речей Маатаи говорила, что в истории человечества наступают моменты, когда пора в корне изменить своё сознание. «Пора подняться на новый моральный уровень. Мы должны забыть о страхе и поделиться друг с другом надеждой. Этот момент настал. Сегодня я хочу вернуть жизнь чистому источнику, чтобы там вновь поселились головастики, я мечтаю подарить детям удивительный мир, полный красоты и чудес!».

Редакция журнала. Составлено по материалам фильма Лизы Мёртон и Алана Дейтера «Прорастающие корни. Идеи Маатаи Вангари.» https://www.youtube.com/watch?v=U0nlrJ5VZ_o
Январь 2015г.


1. Материал статьи взят из фильма Лизы Мёртон и Алана Дейтера «Прорастающие корни. Идеи Маатаи Вангари.» https://www.youtube.com/watch?v=U0nlrJ5VZ_o

2. Мнение одного из участников организации.

3. Как жаль, что в настоящее время всё меньше и меньше родителей, бабушек и дедушек рассказывают сказки детям, внукам, в лучшем случае перекладывая эту священную обязанность на электронные аппараты (магнитофоны, компьютеры и т.д.), а в худшем — просто не обращая на это никакого внимания. А ведь вопрос героя поэмы В.В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо?», на который в нужное время получен правильный ответ, определяет программу поведения взрослого человека в обществе.

4. «Не просите у Бога лёгкой жизни, просите, чтобы он сделал вас сильней» Д.Ф. Кеннеди.

5. Во многих африканских странах президент принадлежит к определённому племени или клану, которые получают при этом различные преимущества (земли, рабочие места, места в правительстве и т.д.). Эта национальная особенность активно используется спецслужбами других стран, чтобы спровоцировать конфликт, гражданскую войну.

6. Маатаи первая женщина с африканского континента, удостоенная этой награды. Выбор Нобелевского комитета и присуждение премии мира за, в первую очередь, заслуги в области экологии, вызвало серьезную критику и обвинения в том, что это является прецедентом некоторого «перекоса в трактовке завещания Нобеля». Согласно букве завещания, «премия должна вручаться тому, кто наиболее отличился в работе, направленной на братство между народами, уменьшение или ликвидацию армий, организацию мирных конгрессов». В случае с Маатаи норвежский Нобелевский комитет расширили понятие мира, чтобы оно охватывало и вопросы экологии, рассматривая их как фактор, необходимый для поддержания мира. Критики также отмечают, что в данном случае сознательно замалчивается неоднозначная позиция Маатаи по вопросу взаимоотношения африканцев с европейцами, в частности — её резкие заявления, о том, что ВИЧ-СПИД является биологическим оружием, специально созданным на Западе для уничтожения африканского народа и чёрной расы.

7. http://www.greenbeltmovement.org/wangari-maathai